Спектакль «Фаина. Эшелон» глазами журналиста Центра творчества им. А.В. Косарева 25.02.20

«Никто не хлопал, но многие плакали…» Именно такое впечатления произвела постановка Иосифа Райхельгауза «Фаина. Эшелон». Трогательная документальная история семьи, ехавшей в эвакуацию в эшелоне и попавшей под бомбежку.

Небольшое помещение, в котором царит полумрак. В центре небольшая сцена, на ней старые столы и стулья. А в самой середине плита, кастрюля и продукты для борща. Именно так нас встречает Московский театр «Школа современной пьесы»: спокойно, без пафоса и как-то по-домашнему. Люди усаживаются за столы, и начинается история.

Рассказывает и готовит борщ по своему фирменному рецепту Фаина (артистка Елена Санаева, заслуженная артистка РСФСР). Она рассказывает о маме, такой, какой она ей запомнилась: молодой, красивой, всегда готовой прийти на помощь. Она рассказывает жизни в колхозе им. Андрея Иванова: «Маме моей было сложно наладить отношения с соседями. Она говорила по-русски, а колхоз был еврейский…»

Потом прозвучала довольно грустная песня о парне, который полюбил еврейскую девушку без приданого. И все это под тихое кипение борща.

Речь пошла о событиях, произошедших 15 сентября 1941 года возле железнодорожной станции Нескучная. В это время Фаина со своей семьей и сестрой Броней отправились в эвакуацию с колхозом на подводах, а вскоре им предложили пересесть в эшелон. Никто не знал, что несколько немецких самолетов выбрали его своей целью. В этом налете погибли многие пассажиры, в том числе, и родители Фаины.

Фаина рассказывает о знакомстве с будущим мужем после войны, жизни в Одессе в коммуналке: «Купили мы маленькую комнатку. Квартиры, конечно, были коммунальные. И все всё про всех знали… Когда я однажды раздобыла маленький кусочек мяса и, принеся домой, стала готовить отбивные, то вскоре ко мне пришла соседка снизу и сказала: “Вы очень громко стучите молоточком, когда готовите отбивные…”».

Рассказ подходит к концу, да и борщ почти готов. Помощники накрывают столы. И тут неожиданно зрители словно оказываются внутри эшелона, который бомбят немецкие самолёты… На этом спектакль завершается.

Спектакль «Фаина. Эшелон» был прекрасный. Да и борщ, по правде сказать, был очень вкусный. :) После спектакля осталось столько разных противоречивых эмоций. Ценность этого спектакля не в актёрской игре, не в спецэффектах (хотя они были на высоте), а в том, что Иосиф Райхельгауз поставил именно этот спектакль. Ведь героиня Фаина – его мать, а сценограф Мария Трегубова – его дочь (внучка Фаины). Такую историю, мне кажется, надо не только хранить, но и рассказывать другим.

Этот спектакль должны посмотреть многие люди. И после него никто не останется равнодушным.

Арина Шадская,

программа «Учебное издательство»,

фото – Михаил Дьяченко